2. Метафора в детской психотерапии

Использование метафор в семейной терапии Вторник, 26 Января г. Но для начала немного теории. Метафоры образуются по принципу олицетворения, овеществления, отвлечения и т. Метафора придаёт речи исключительную выразительность. Именно интерес к метафоре расширил сферу её применения и изучения, охватив разные области знания — философию, логику, психологию, нейронауки, герменевтику, разные школы лингвистики, теорию информации — и способствовал взаимодействию названных направлений научной мысли, их интеграции, следствием которых и стало формирование когнитивной науки. Метафора явилась ключом к пониманию основ мышления и процессов осознания ментальных представлений о мире.

Метафора в психотерапии

. Метафора как путь к интеграции: Все это метафоры состояния клиента, в сконцентрированной форме отражающие его переживания. Исторически, гештальт-терапия, в противоположность т. Но в той же мере вопрос как относится к языку клиента.

или иной мере деформирован стрессами, конфликтами, страхами. Лоуэн метафорически говорил, что характер — это средневековый.

То, что еще не показало пизнаков, легко напавить. То, что слабо, легко азделить. То, что мелко, легко ассеять. Действие надо начать с того, чего еще нет. аведение поядка надо начать тогда, когда еще нет смты. Ибо большое деево выастает из маленького, девятиэтажная башня начинает стоиться из гостки земли, птешествие в тысяч ли начинается с одного шага. Человек пи своем ождении нежен и слаб, а пи настплении смети твед и кепок.

Все сщества и астения пи своем ождении нежные и слабые, а пи гибели схие и гнилые. Тведое и кепкое это то, что погибает а нежное и слабое это то, что начинает жить. Поэтом могщественное войско не побеждает и кепкое деево гибнет. Сильное и могщественное не имеют того пеимщества, какое имеют нежное и слабое. Вода это самое мягкое и самое слабое сщество в мие, но в пеодолении тведого и кепкого она непобедима, и на свете нет ей авного. Слабые побеждают сильных, мягкое пеодолевает тведое.

Это знают все, но люди не могт это осществлять.

Во-вторых, во время своей работы мы имеем перед собой, как минимум, две разные картины мира, а это значит, различные вербальные и невербальные сообщения репрезентируют для нас реальные характеры людей, их ценности, ход мыслей и чувств. И, в-третьих, на наш простой, но справедливый вопрос: Наша задача — расшифровать эти кодировки и привести их к общему знаменателю. Терапевт может давать клиентам парадоксальное предписание.

Например, в семье, где основными правилами взаимодействия взрослых были соблюдение приличий, спокойствие и невыражение недовольства, сын был вынужден взять на себя роль агрессора, отыгрывая внутреннюю озлобленность всех членов семьи. Мальчик беспричинно ломал и выбрасывал вещи, устраивал шумные истерики дома, драки во дворе.

Гроув открыл, что метафоры после детального изучения довольно Интересно отметить, что при описании своего страха клиентка говорит, что . В эмоционально-образной терапии это называется"образ".

Что и почему Визуальная метафора в психотерапевтической работе Когда-то, в пещере на р. Белая, в Башкирии я видела наскальные рисунки. Это интересный рассказ о жизни человека в глубоком прошлом Есть там рисунки диких животных, людей с оружием, изображенных древним художником. Вероятно, рисуя, он размышлял о месте человека в окружающем его мире. Но возможно, одна из функций этих рисунков, или подобных - особая. Я представила себе такую картинку.

Очаг , племя людей, одетых в шкуры и греющихся от голода и холода у костра, мужчин, готовящих оружие к завтрашней охоте. Неизвестность, непредсказуемость будущего можно было компенсировать хорошей технической подготовкой, как сказали бы мы сегодня. И еще созданием необходимого психологического состояния. Издревле были люди, знающие в этом толк - сохранение в человеческой культуре и по сей день шаманизма и колдовства может это объяснить.

Характеристики метафоры, пригодной для целей психотерапии

Джордан,"метафора есть вербальная структура, которая в силу своей формы утверждает реальность объекта. Это утверждение, посредством которого комплекс реальных ка- честв становится индивидом или утверждает свою сущ- ность. Форма здесь, как и везде, представляет собой сис- тему взаимосвязанных признаков, которая превращает со- вокупность своих элементов в гармоничное целое.

Кто познал всю полноту жизни, тот не знает страха смерти. Страх перед смертью лишь результат неосуществившейся жизни.

Усть-Илимск Метафора — это и литературный троп, и способ обобщения, и инструмент познания и мысли, и средство коммуникации, и художественный образ. Метафору можно обнаружить в психотерапевтической беседе и в диалоге пилота с авиадиспетчером, в эзотерическом ритуале и языке программирования, в лирической поэме и статье по квантовой механике [3]. Мир метафор прекрасен, разнообразен, многомерен. Однако если продолжить препарировать ткань бытия , то из уровня словесной реальности можно выделить следующие виды метафор: Стиль метафор может быть волшебным, соблазнительным, гипнотическим.

Творческий подход к использованию метафор может сделать их драгоценным украшением и полезным приемом при достижении ваших целей [4]. Магическое воздействие метафоры на слушателя можно наблюдать в практике психотерапии и психологического консультирования.

МЕТАФОРЫ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Напротив, терапия с психотическим пациентом должна была быть нацелена на упрочнение защит, чтобы справляться с примитивными прорывами, а также на развитие способности более легкого переживания реальных стрессовых обстоятельств, на улучшение тестирования реальности и оттеснение бурлящего Ид обратно в бессознательное. Такое упрощенно-схематичное разделение лишь подтверждает особенность и трудность психотерапевтической работы с пограничным пациентом, которого невозможно однозначно отнести ни к невротикам, ни к психотикам.

Можно представить, что происходит с содержимым:

Психотерапевт Алла Далит:"Знаменитая метафора Эрика Берна о лягушках и Принцессах Подборка сказок для терапии детских страхов. 27 июня.

Эротическая метафора в работе психолога Год издания и номер журнала: Один дервиш из религиозно-аскетической школы прогуливался на берегу реки, размышляя над философскими проблемами. Вдруг чей-то голос с другого берега привлек его внимание. Он прислушался и услышал дервишский призыв. Подумав немного, он решил, что, как более опытный ученик, обязан научить этого несчастного. Итак, он нанял лодку и поплыл на ту сторону реки. Там он увидел небольшую хижину и человека в дервишской одежде, время от времени громко повторяющего посвятительную формулу все так же неправильно.

Мой долг сказать тебе об этом. Ибо приобретает заслугу как тот, кто дает совет, так и тот, кто следует ему. И он объяснил, как следует произносить призыв. Дервиш с чувством выполненного долга сел в лодку и отправился в обратный путь. Отплыв от берега, он услышал, что его окликнули. К нему по воде, как по суше, бежал человек.

Терапевтические возможности сказки и метафоры

Метафорическая коммуникация общение посредством метафор занимает видное место в гештальт-терапии, НЛП, гуманистически и экзистенциально ориентированных подходах, эриксонианстве. Во многих видах психотерапии метафора выполняет роль методологической основы, формируя систему основных понятий. Примерами таких системообразующих метафор являются либидо и катексис в психоанализе, персона, анимус, тень и самость в юнгианстве, панцирь броня и оргон в телесной терапии, якорь в НЛП, перинатальная матрица в трансперсональной терапии Ст.

Метод, который помогает ребенку преодолеть страхи, снижает уровень Основные техники арт терапии, сказкотерапии, эриксоновского подхода. 5.

Стратегическая семейная терапия Метафора Коммуникации людей построены по принципу аналогии. Их сообщениям может быть приписано то или иное значение только в контексте других сообщений. Аналогическое послание обычно имеет скрытый второй план, который отличается от эксплицитно выраженного и, кроме того, неявно несет в себе некую просьбу или распоряжение. Однако, по законам аналогии, данное сообщение может также служить в худшем случае скрытым выражением той неудовлетворенности, которую у женщины вызывает ее жизненная ситуация в целом, а в лучшем — негласной просьбой о том, чтобы муж помог ей справиться с детьми.

Все человеческое поведение может быть так или иначе представлено на языке аналогий или метафор разного уровня абстрагирования. Определенный вид поведения аналогичен другому, когда оба эти вида в каком-то отношении сходны между собой, даже если во всем остальном они будут отличаться друг от друга. Поведение можно считать метафорическим по отношению к другому поведению, когда первое символизирует второе или используется взамен него.

Симптоматическое поведение при определенных условиях рассматривается и как аналогическое, и как метафорическое. Симптом может служить сообщением об одном внутреннем состоянии и одновременно — метафорой другого внутреннего состояния. Например, головная боль ребенка выражает нечто большее, чем только одну разновидность боли. Симптом может служить сообщением о внутреннем состоянии субъекта, одновременно выступая аналогией или метафорой симптома или внутреннего состояния, переживаемого другим человеком.

Например, когда ребенок отказывается посещать школу, он выражает своим проблемным поведением не только собственный страх, но и страх матери. Его страх аналогичен материнскому в известном роде оба переживания подобны между собой , но, кроме того, является по отношению к нему метафорой страх ребенка символизирует или репрезентирует страх матери. Взаимодействие между двумя членами семьи может быть и аналогическим, и метафорическим, воспроизводя и замещая собой взаимодействие в другой диаде данной семьи.

Метафоры для жизни. Башмачник Метафоры для жизни. Банка с камнями